Веселая артикуляционная гимнастика.
Для чего же нужна артикуляционная гимнастика?
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни.
Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими , долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.
Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Занятия артикуляционной гимнастикой позволят научиться говорить правильно, чѐтко и красиво. Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет улучшить кровоснабжение артикуляторных органов, укрепить мышечную систему языка, губ, щек; научить ребенка удерживать определенную артикуляторную позу, увеличить амплитуду движений, уменьшить спастичность (напряженность) органов артикуляции. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Рекомендации
по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2.Взрослый показывает выполнение упражнения.
3.Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.