Навстречу времени. Реализация практико-ориентированного образования в условиях дистанционного обучения // «УГ Москва», №32 от 11.08.2020 10.08.2020

Весной текущего года педагогический коллектив школы №1537, как и все, столкнулся с необходимостью реализации дистанционного обучения. При этом, учитывая специфику и традиции образовательной организации, задача здесь изначально была поставлена так, чтобы в период самоизоляции дистанционное обучение эффективно проходило не только по основным школьным предметам, но и в дополнительном образовании и внеурочной деятельности инженерной направленности. И, конечно, на вооружение прежде всего был взят уже накопленный школой опыт.

Так, на базе инновационно-технологического центра школы №1537 для обучающихся не первый год регулярно организуются серии дистанционных интерактивных инженерных практикумов по основам робототехники, электроники и программирования микроконтроллеров. Наиболее успешные из таких практикумов регулярно транслируются на город и соседние регионы в форме конкурсов и мастер-классов, вызывая неизменный интерес у большого числа участников (наибольшую известность получил конкурс-марафон «РоботСАМ»).

Отработанная школой технология интерактивных инженерных практикумов была активно задействована в весенний период дистанционного обучения. Реализуется это на базе специально созданного портала, где формируются группы участников, педагоги выкладывают видеозаписи своих лекций и другие материалы, имеется режим «вопрос - ответ», ведется статистика активности пользователей. Ребята получают возможность в удобном для себя режиме и привычной виртуальной среде знакомиться с теоретическим материалом и на основе удаленного консультирования поэтапно выполнять из полученных компонентов задания по конструированию и программированию несложных робототехнических устройств. При этом работа идет не по четкой однозначной инструкции, а с элементами творчества. Процесс выполнения заданий документируется в виде компьютерных презентаций. Педагоги дают рекомендации по апробации и отладке устройств в домашних условиях.

Ярким примером оперативного реагирования на вызовы времени стал и своевременно предложенный педагогами школы №1537 набор программно-технологических решений в дополнительном образовании. Так, на практических занятиях по основам робототехники ребятам было предложено выполнение инженерных мини-задач по проектированию роботов и отдельных механизмов в программе Lego Digital Designer; на занятиях по прототипированию на базе микроконтроллеров - практические задания по сборке электрических схем и программированию микроконтроллеров в облачной среде Tinkercad Circuits; на занятиях по сетевому и системному администрированию внедрено использование специально подготовленных на базе сервера школы виртуальных стендов с предоставлением учащимся возможностей удаленной работы на предустановленных виртуальных машинах.

Новый виток развития в дистанционный период получила и реализуемая школой №1537 в течение нескольких лет образовательная технология «межпоколенного» взаимодействия обучающихся и выпускников. Так, целый блок школьного просветительского проекта «Новое поколение - о новых технологиях» (который также несколько лет транслировался в рамках городских мероприятий Школы новых технологий) с успехом был реализован в дистанционном формате. В апреле - мае лучшие выпускники школы прошлых лет, успешно проявившие себя при обучении в профильных вузах и работе в IT-компаниях, были приглашены для проведения с учащимися инженерных и ИТ-классов познавательных и профориентационных онлайн-семинаров и мастер-классов, посвященных современным направлениям и особенностям развития IT-индустрии. На таких встречах старшеклассники получают возможность в увлекательной форме и на понятном им языке ознакомиться с обзором конкретных примеров современных и перспективных технологий IT-сферы от лица представителей нового поколения IT-специалистов (молодых сотрудников крупных IT-компаний, аспирантов, студентов IT-специальностей вузов), которые сами недавно были такими же школьниками, а теперь уже обладают успешным опытом реальной практической деятельности. Среди рассмотренных тем - профессиональный рост и карьерные возможности инженера в IT-индустрии, технологии разработки и дистрибуции программного обеспечения, задачи и формы автоматизированной обработки текстов, особенности решения задач обработки изображений с применением современных методов программирования, методы использования нейронных сетей для решения прикладных задач, большие данные в информационных технологиях и бизнесе, использование методов машинного обучения и анализа данных.

Перечисленные успешно апробированные формы дистанционного обучения в дальнейшем планируется органично интегрировать и в традиционный образовательный процесс. Полученный опыт реализации дистанционного обучения, безусловно, может служить моделью комплексного использования современных образовательных технологий в сфере дополнительного образования и внеурочной деятельности в рамках предпрофильного и предпрофессионального обучения инженерной направленности.

Михаил МИНЧЕНКО, учитель информатики, куратор инновационно-технологического центра школы №1537, кандидат экономических наук, лауреат Премии города Москвы в области образования, педагог-новатор программы «Шаг в будущее»

Прямая ссылка на материал: http://www.ug.ru/archive/84416